Пытаюсь не уйти в тень окончательно. В рамках попытки.
читать дальшеВот как много зависит отношение к героям и событиям от наших собственных глюков и страхов. Я уже говорила о своем неприязненном отношении к Кирхайсу и Аннерозе чисто по личным тараканам. И ваот взять еще одну больную мою точку. Вастерланд, ага.
Меня он больше всего бьет двумя моментами. Первое - это предательство доверия. То, что люди надеялись на Райнхарда, а он вот так. Пусть даже о надежде этой знаем только мы, зрители, неважно. Не оправдать чьего-то доверия мне всегда было страшно. Потому и плохо так от этого момента.
И второе. Я встречала поминания, что, мол, не совсем хорошо говорить, что жертвы Вастерланда страшнее, чем жертвы боев, ценность жизни не зависит, есть на человеке мундир или нет. И вот тут есть опять мой глюк. Солдаты в бою могут хоть что-то сделать. Хоть стрелять в ответ. Не важно, есть смысл, или они изначально обречены, но они могут делать. А жители этой планеты не имели и доли шанса хоть что противопоставить. Хоть иллюзорно. И вот эта невозможность делать хоть что-то, невозможность изменить ситуацию вообще - да, это мой страх. Посему для меня Вастерланд откровенный ужас, не имеющий оправдания вообще. Ни для кого из причастных к нему.Вот так, немного о страхах)) А сейчас пойду убираться. Домашняя работа ждет...
А мне это показалось не разовым отступлением, а первым шагом, а дальше на этой тропинке - два миллиона погибших при Вермиллионе, мятеж Ройенталя и кровавая баня на Брунгильде.
И солдаты на корабле, брошенном в бой ради чужих амбиций, ровно столько же имеют возможностей повлиять на ситуацию. Как шарахнет по ним прямым попаданием, так всем и хана, и кто за войну был, и кто против, и кто доброволец, и кто по призыву.
Даже меньше - Вестерландцы убивать пошли сами, это был их выбор. А этих - уж куда пошлют. Там и целые флоты в расход пускают по цене жертвы пешки.
Вестерланд страшен другим - принципом коллективной ответственности, по пропорции близким к терроризму. Сколько человек убивали _лично_ брауншвейгского племянника? Ну от силы несколько десятков. То есть, 99,9999% погибших на Вестерланде были ни при чем и невиновны.
Но это уже вина не Райнхарда.
Там вообще не факт, что кто-то убивал лично. По канону - планета восстала, восстание пытались подавить войска под командованием племянника Брауншвейга, он погиб.
А агитацию против аристократов вела команда Райнхарда.
Но вообще-то у меня сложилось впечатление, что Райнхард до крестьян в своей агитработе не доходил. Там скорее речь о противостоянии правящей верхушки и следующих двух слоёв, которые тоже далеко не средний класс. Да и как агитировать батраков, не имеющих автономной трансгалактической связи? Это же не Один и не Хайнессен,, где экраны стоят на улицах.
Толку ему, кстати, от такого союзничка - аграрной планеты с населением меньше нашего города... Там причины восстания явно свои, хотя да, сведения о гражданской войне часто кажутся карт-бланшем незрелым умам...
Ну и - на планете, которая была личным поместьем Брауншвейга, думаю, было из-за чего восстать.
Меня выносит даже не то, была ли там прямая агитация, а высокие слова Райнхарда наедине с Кирхайсом. Оберштайн по крайней мере честен, он говорит, что ненавидит Гольденбаумов и готов уничтожить их любыми методами, а не выступает за счастье простого народа.
Райнхард и вправду ведь хочет изменить жизнь людей к лучшему. И меняет же...
+много. И даже если считать в жизнях, не получается, что его действия чем-то повредили...
Если там по жизням считать, он ещё и совершенно прав в решении по Вестерланду может оказаться... разве что за вычетом последних мясорубок, конечно.
NikaDimm, Азимов был прав, "не причинять вреда" и "не допускать своим бездействием, чтобы вред был причинён" - разные посылы... В аниме, насколько я слышала, Райнхарду ещё нехилую отмазу дали, которой в романах в помине не было. Получилось, кстати, очень интересно - на предмет анализа мотивов, если бы показывали более "в лоб", было бы не то. Но и на другую чашу весов тоже кое-что закинули, так что я не в претензии))
Так что в приложении к тем реалиям я логику Оберштайна прекрасно понимаю. Потому что для меня там нет ни наших, ни ваших, а в масштабах человечества я считаю достаточно диким приносить в жертву 10 и более миллионов обученных профессионалов, от которых, возможно, зависят и не меньшие потери в гражданском населении, а скорее всего и бОльшие.
Но в своей реальности я прекрасно понимаю и то, о чем говорит Svolk, и у меня те же страхи и те же проблемы.
читать дальше
В этом вся и разница. Тут я ассоциирую себя с вестерландцами, а там анализирую решения адмиралов. И я знаю, что любой, самый благожелательный генерал даже в самой успешной операции опосредованно убивает больше людей, чем целое стадо маньяков за столетие непойманности. И либо для него это в достаточной мере статистика, либо он после первого же боя спятит. И осуждать его за профдеформацию столь же странно, как и считать плохим человеком рукопашника, потому что он, подумать только, топором сносит голову живому человеку.
А местные "принято - не принято" для меня не абсолютны. В нашем мире были и ковровые налёты, и Хиросима, и стрельба по военным целям, невзирая, что на полдороге село, а десантников инструктировали (может, и сейчас инструктируют) при штурме жилого дома сначала кидать гранату, а потом уже выяснять, кто был внутри.
Стоит ввести иную точку отсчета и угол зрения, и меняется отношение к таким вещам.
Лично для меня шок от массовой гибели людей в космических боях был настолько велик, что я прочие градации шок-контента просто не воспринимаю как что-то большее.
С этими детишками вообще какой-то переклин уже. Хорошо, что Райнхард не с шести в военное училище пошел.
Это странное решение даже с позиции суперevil-подхода - я тут вспомнила, что Дракон у Шварца говорил на этот счет... Единственное, что четко даёт такой вариант - перспективу не утратить врагов даже в отдалённом будущем. И по идее этот эпизод должен больше выбивать из образа, но почему-то этого не происходит. Возможно, потому, что все зрители до единого (и я тоже) воспринимают этот эпизод как то, что за Райнхарда говорит его боль, а не дурь.
NikaDimm, ему никто не рассказывал, что биполярный мир устойчмвейоднополярного. Так что - не мог. Так в самом деле лучше, чем самому убить, даже чужими руками. Ты думаешь, этому (вспомни характер ребенка) т.ск., кайзерёнку не нашептали бы, что он на самом деле главный? И как ты думаешь, надолго хватило бы Райнхарда мириться с его закидонами и капризами?..
Да и что бы ещё выкинул Альянс, тоже неясно. Там тоже всё решали... разнообразные не те.
что действия Райнхарда соответствуют его характеру и воспитанию, я согласна. Я не согласна, когда считается "что логично для Райнхарда, то превосходно для галактики", когда любые его действия, вплоть до расстрела детей, оправдываются какими-то якобы существовавшими и даже якобы достигнутыми высокими целями. А его под конец сам Оберштайн побаивается - не лично, а именно за галактику опасается.
NikaDimm, наверное, побаивается - это не то слово, но, в общем, к концу у него настрой "чем бы дитё ни тешилось" определённо сменяется другим...
Мяу, но разве кто-нибудь думает, что всё, что он делает, хорошо для Галактики? А вроде историю все учили, судьбу империи Александра должны помнить.
Ну, а его завоевание Альянса мне иногда напоминает историю про старого семейного врача и его сына)) Знаешь такую?
И всё же во многих случаях мне трудно представить, чтобы он мог поступить иначе, да и ещё чаще приходится вспоминать Бирса: "Иначе - не лучше" (с)
Я не понимаю, как Райнхард мог быть гарантом безопасности для Яна. Гайерсбург, кстати, был придуман именно против Яна, это Рубинский решил подыграть Райнхарду и устроил так, чтобы Яна отозвали с Изерлона, имперцы не знали, что его нет в крепости. Так что насчет "берег лучшего врага" не надо, столкнули бы они две крепости - никто бы не уцелел. Вот Ян Райнхарда пощадил при Вермиллионе, это канон. И пощадил потому, что думал о гражданах Рейха больше, чем Райнхард, хотя не декларировал желания сделать мир лучше и справедливее.
Для меня история Райнхарда - история человека, который "с полпути повернул обратно. С тех пор всё тянутся перед ним кривые глухие окольные тропы". И повернул он как раз с Вестерландом, а дальше тропы пошли кривые, но в одном направлении. Вестерландом он предал два миллиона человек - и еще тех двух мальчишек, что десять лет назад решили пойти в армию, чтобы взять власть и изменить жизнь. Предал себя и Кирхайса.
В таком виде - да. Не стать главным, чтобы реализовать какие-то высокие цели, а просто - стать главным, делать что захочется и не иметь ограничений. Захочется воевать - повоевал, написал кровью свои страницы в истории.
Его сестре разрушили жизнь - он сам так же разрушает жизнь Эльфриды. Одно это "пусть делает аборт" чего стоит. Если бы Хильда не вмешалась, не было бы никакого Феликса, кто бы ещё посмел спорить с кайзером?
Для себя лишь хочет воли.
И кстати - насчет "гаранта". Да, Райнхард хотел убить Яна. Но в бою и только в бою. Тем не менее: пока Райнхард был жив, Яна, скрипя зубами, кое-как терпели свои. Знали: не будет Яна, хана Альянсу. И, к тому же, Райнхард был резко против любого вида подлого убийства. Вот так и получается, что Райнхард Яну косвенно жизнь спасал.
сомнительное спасение. Оставил бы Райнхард в покое Альянс, Ян бы ушёл в отставку. Пока Ренненкампф не начал свои провокации, никто в Альянсе Яна не трогал. А то, как радостно Райнхард обсуждает бегство Яна, показывает, что Оберштйн предугадал желание любимого кайзера спровоцировать Яна. Поставить его перед выбором: или становишься любимым врагом, или идёшь на службу к кайзеру, но жить спокойно точно не получится. Никакого тебе синего моря, золотая рыбка.
Что не гарантировало бы ему долгой жизни при определенном наборе долбогребов у власти.
Пока Ренненкампф не начал свои провокации, никто в Альянсе Яна не трогал.
Очень уж легко эти господа спровоцировались.
А то, как радостно Райнхард обсуждает бегство Яна, показывает, что Оберштйн предугадал желание любимого кайзера спровоцировать Яна. Поставить его перед выбором: или становишься любимым врагом, или идёшь на службу к кайзеру, но жить спокойно точно не получится. Никакого тебе синего моря, золотая рыбка.
А вот эту точку зрения я не поддерживаю совсем. Я вижу эту ситуацию иначе.
З.Ы. А еще вы о терраистах забыли.
Кстати, да, я ещё о терраистах забыла. Почему они хотели убить Яна, кому дорогу расчищали? Не будь у Райнхарда идеи завоевать галактику, и у них не возникло бы идеи ему помочь убийством Яна.
И Ян был бы жив... Ооооо... Такое мне раньше в голову не приходило. Райнхард своей идеей о завоевании галактики, с одной стороны, и о Яне как любимом враге, с другой стороны, подставляет Яна под удары